Икона стиля
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Влад Крымский. Наша Версия
Чем будет заниматься Елена Ямпольская в рамках созданного «под неё» Совета по созданию «нового российского стиля»?
Ямпольская – это такая условная Ася Клячина российской культуры, которая любила, да не вышла замуж. В министры культуры её неоднократно прочили, но так и не позвали. Но теперь у неё, похоже, появился «альтернативный» Минкульт.
Ямпольская возглавила структуру, полное название которой звучит так: Совет по формированию нового российского стиля в сфере государственных визуальных коммуникаций при национальном центре «Россия». Название длинное, не у всех получается дочитать его до конца, оттого и о функционале нового ведомства может создаться неоднозначное и не вполне корректное представление. Даже, возможно, у самой Ямпольской. Вот, например, как она отреагировала на своё назначение: «Довольно много сил было потрачено нами на привлечение мотивов и образов наших знаменитых народных художественных промыслов в общественное пространство, в общественную среду. Но до сих пор не было возможности вести работу по созданию национально ориентированной среды системно, с охватом на 360 градусов». Так никто и не ставит такой задачи, чтобы на 360 градусов, речь о стилистической унификации государственных материалов.
Берём две российские монеты, до 2014 года выпуска и после. У той, что «до», крылья орла опущены вниз (знатоки геральдики вам живо объяснят, что сие значит – слабость и нежизнеспособность, к примеру). А у той, что «после», они распростёрты вверх. Орёл на новой монете – с имперскими скипетром и державой в лапах, и с тремя коронами. То есть в государственной символике в поворотном для новейшей российской истории 2014 году мы, видимо, отказались от сомнительного византийского «орла Палеологов» с хилыми крылышками и вернули имперского, грозного вида. Казалось бы, геральдика унифицирована, но нет! Поинтересуйтесь, как выглядят ведомственные орлы. У Минобороны он, к примеру, как прежде, крыльями вниз. И на нём не три, как положено, а одна корона – на верхней части нетипичного вида щита между головами. Ещё более неоднозначный орёл у Минфина: вместо крестов на коронах на этом – три кругляшка. И на державе тоже кружочек – там, где должен быть крест. Странная и необъяснимая вольница в геральдических изображениях, собственно, и должна быть унифицирована в рамках единого стилистического оформления государственных материалов, но Ямпольской, похоже, об этом не сообщили – потому-то она и вещает о мотивах и образах знаменитых народных промыслов, внедряемых в общественное пространство. Сразу приходят на ум матрёшки, кокошники и прочая стилистическая разухабистость «а-ля рюсс». В свете всего вышесказанного тянет поразмышлять, чем же новая структура может заняться фактически, так сказать.
Версия 1
Созданием антуража
Тем, кто ещё помнит, чем занималась Ямпольская лет 15 назад, будет несложно прикинуть, что да как. А мы напомним. Под новый 2012 год Ямпольскую назначили главредом газеты «Культура» (бывшая «Советская культура»). Газета уже тогда дышала на ладан и на момент назначения Ямпольской два месяца как не выходила. Ямпольская, помнится, называла «Культуру» инертным и скучным изданием. Мол, увидишь такое в киоске – не тянет купить. Новый главред добавила к шапке издания слоган «Духовное пространство русской Евразии», изрядно приправила тематику религией и заявила, что обновлённая ею «Культура» теперь «самая красивая газета в стране». В сухом остатке «Культура» хоть и смогла выжить, но выходит раз в месяц (Ямпольская ушла оттуда в 2019 году). Чуда, короче говоря, не случилось. А у Ямпольской едва ли появились новые идеи. Так что несложно угадать, каким может оказаться этот самый «новый российский стиль».
Версия 2
Переосмыслением наследия
Вообще-то русский стиль не нужно заново придумывать – этот историко-культурный феномен с отсылками к национальной идентичности складывался примерно с правления Петра Великого (когда начали переосмысливать и возрождать традиции древнерусского искусства). Русское барокко середины XVIII века, русский классицизм и романтизм конца XVIII – начала XIX века, затем русский модерн – о стилистической преемственности написаны сотни книг. Бери да пользуйся, как говорится. А ещё есть понятие стилистической эклектики, не просто прижившейся в российских реалиях, но, пожалуй, доминирующей в нашей эстетике последнюю сотню лет. Это когда рядом стоят несколько зданий разнородных архитектурных направлений, которые тем не менее воспринимаются как единая композиционная система. Воссозданный храм Христа Спасителя, памятник Петру Великому архитектора Церетели, а напротив – здания в стилистике «переосмысленного баухауса» – чистой воды эклектика. Но всё вместе – как будто бы так и задумано. Вот же он, новый российский стиль. И какой смысл огород городить заново, если всё уже придумано и реализовано?
Версия 3
Освоением отпущенных средств
Ещё прошлым летом Ямпольская посулила «добиться создания нового русского стиля» – «с помощью оформления общественных пространств элементами народно-художественных промыслов». Дело было на форуме креативных территорий в Нижнем Новгороде. «Коммерсантъ» тогда отозвался ёрническим заголовком – «Хохлому встроят в культурный код». В Минпромторге новый русский стиль обозначили краткой и ёмкой формулировкой – «объединение традиционной росписи с современным дизайном», которому предстоит «со временем вытеснить чуждую России западную символику и идентичность». А мы тут, понимаешь, о русском модерне с эклектикой толкуем. А Ямпольская уже тогда всё обозначила – следует создать «национально ориентированную среду», «в которую входит и борьба с чрезмерной латинизацией русского языка, героями и персонажами западной культуры, популярными у детей». Уберут из зон отдыха Микки Маусов, понаставят избушек на курьих ножках с Колобком и 33 богатырями – и вся недолга. И отрапортуют. А выделенные бюджеты освоят. Кстати, о бюджетах. Замминистра промышленности и торговли Василий Шпак, гостивший в Нижнем вместе с Ямпольской, пояснил что к чему. В России 137 предприятий народно-художественных промыслов. Их годовой оборот – примерно 10 млрд рублей при годовом росте под 3 миллиарда. «Будем выходить в правительство с предложением расширить объёмы выделяемого финансирования», – пообещал Шпак. Намёк всем понятен?
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.