Почему мы ловимся на хитрости продавцов в Черную пятницу и как не накупить на «распродажах» кучу ненужных вещей по завышенным ценам.
Такое ощущение, что Черная пятница уже наступила! До осеннего «праздника распродаж», который в этом году приходится на 28 ноября, осталось две недели. Но отовсюду уже несется заманчивое «Скидки до 70%!» «Все на распродажу!», «Sale, Sale, Sale!»
Вы уже поймали себя на мысли, что надо бы тоже что-то «акционное» купить? Будьте внимательны - вы уже на крючке!
С помощью экспертов мы составили целый список таких крючков, которые заставляют вроде бы здравых людей накупить кучу ненужных им вещей и даже не удостовериться, что те продавались с реальным дисконтом. А все потому, что «У нас Черная пятница и бешеная распродажа!»
1. Грустно, тревожно, одиноко
Кто-то стресс заедает, а кто-то «лечит» его спонтанными покупками (бывают и оба варианта).
- Когда с душевным состоянием что-то не так, мозгу, как глоток свежего воздуха, нужна порция дофамина («гормона счастья»). Прилив радости от факта покупки удовлетворяет эту потребность, - поясняет психотерапевт Максим Ковалев. - Но, естественно, ненадолго.
Зачастую покупками люди пытаются компенсировать то, чего им не хватает по жизни.
- Если не хватает тепла, радость приобретения на короткое время способна заполнить эмоциональный вакуум, - говорит эксперт. - В моей практике был случай, когда мужчина после расставания с девушкой стал скупать гаджеты - они казались ему более надежными спутниками жизни.
- Маркетинг - это про «найти вашу боль и нажать на нее», - рассказывает маркетолог Ирина Кесаева. - Импульсивная покупка — всегда симптом. Это попытка быстро «вылечить» одиночество, неуверенность или скуку. Задача маркетинга — найти этот симптом и предложить «красивую таблетку». Мы продаем не «крем», а «уверенность в себе на свидании». Не «дорогой автомобиль», а «статус и восхищение». Мы показываем вам не вещь, а идеальную жизнь, где вы уже любимы, успешны и приняты.
Если обнаружили, что «на эмоциях» прокручиваете страницы маркетплейса со скидками к Черной пятнице, уберите в карман смартфон и пройдитесь быстрым шагом - это более полезный и медицински доказанный способ борьбы со стрессом.
2. Жажда награды
Позади тяжелая рабочая неделя или вы сдали сложный проект. Душа требует награды - «ведь я этого достойна», «я это заслужил»!.. И вы уже с кучей вещей в корзине.
Как это используют маркетологи
- По пятницам в 19:00 - «золотое» время маркетинга. Вы устали, мозг истощен, сила воли на нуле. Вы просто листаете ленту в телефончике, и тут мы показываем вам «маленькую награду за тяжелую неделю», - предупреждает Ирина Кесаева.
Вы уже, наверное, догадались, почему многие распродажи обычно приурочены именно к пятнице.
Что делать
- Сначала - еда, сон, душ, разговор с близким человеком. Потом - покупки, - рекомендует Ирина Кесаева.
- Если мысль звучит как «я заслужила/заслужил» — у вас потребность не в вещи, а в восстановлении. Эффективнее заменить покупку на отдых, массаж, тишину, - совет от психолога Екатерины Вашуковой.
3. Страх что-то упустить
Как объясняют психологи, обещание большущих скидок будит в человеке «страх упущенной выгоды».
- Акции, призывающие купить «прямо сейчас и сэкономить сразу 70%», пробуждают в нас древний инстинкт охотника-собирателя, - говорит Максим Ковалев. - Участок мозга, отвечающий за страх, реагирует на потенциально упущенную возможность беспокойством, тревогой. И рука тянется к банковской карте, чтобы избавиться от этого беспокойства.
Как это используют маркетологи
- Чтобы подогреть «страх упустить», мы создаем искусственный дефицит: «Осталось 3 товара на складе!», «Таймер тикает: 01:15:30», «Скидка сгорит в полночь!». Мы не даем времени на логику, включается чистая реакция «хватай и беги», - вот еще несколько маленьких секретов маркетинга от Ирины Кесаевой.
Что делать
- Положите товар в корзину и закройте сайт. Поставьте напоминание в телефоне. Если через 24 часа вы все еще именно этот товар хотите — покупайте. В 90% случаев вы о нем даже не вспомните, - приводит «противоядие» Ирина Кесаева.
4. Желание не отстать от других
Если в журналах или соцсетях пишут, что звезды замечены с куклами лабубу или леопардовыми сумками, за продажи этих товаров можно не волноваться. Их точно начнут покупать, чтобы «быть в тренде».
- Когда мы видим, как кто-то демонстрирует «успешный успех» через некие покупки, возникает желание не отставать. Это форма социальной зависти, подогреваемая красивой картинкой, - объясняет инвестиционный советник, финансовый психолог Юлия Кузнецова.
Как это используют маркетологи
- Классический вариант - когда мы даем товары блогерам и они делают видео с «распаковками». Вы видите не рекламу, а «честную рекомендацию». Ваш мозг считывает: «У нее (него) это есть, а у меня нет = я хуже». Покупка — самый быстрый способ «стать не хуже» и снять этот стресс, - объясняет Ирина Кесаева.
- При массовых распродажах типа Черной пятницы работает и социальное давление: когда все вокруг делятся новыми покупками, а ты нет - сложно остаться в стороне и не поддаться без ощущения себя «неудачником», - добавляет маркетолог Мирослав Радкевич.
Что делать
- Отловить этот мотив можно, задав себе вопрос: «Если меня никто не увидит в этой вещи или с этой вещью, мне она будет нужна?» - говорит психолог, системный психотерапевт, нейробиолог Анна Хефорс.
Отвечаем честно и никому не говорим ответ.
5. Новая жизнь с понедельника
Что часто делает человек, когда, например, собирается начать бегать по утрам? Правильно: «ой, кроссовки со скидкой — надо купить». И вроде как первый шаг сделан, можно себя поздравить. С бегом, правда, не складывается, и кроссовки пылятся в шкафу.
Как это используют маркетологи
- Мы продаем вам чувство, что вы уже начали действовать, хотя вы просто потратили деньги. Это самый приятный вид прокрастинации (привычка откладывать дела на потом, - Ред.), - поясняет Ирина Кесаева.
Что делать
Хотите бегать? Начните это делать в старых кедах. Пробежитесь пять раз подряд — тогда покупайте новую обувку. Заодно поймете, а нужна ли она вам реально и какая именно.
БДИ!
Как еще нас будут обманывать
Классические уловки продавцов на распродажах
Не будем утверждать, что честных скидок на Черную пятницу никто не предлагает. Но эксперты предупреждают: смотреть надо в оба, многие продавцы используют раскрученный бренд Черной пятницы вовсе не для того, чтобы продать вам что-нибудь подешевле.
- Например, на рынке одежды и обуви многие зарубежные бренды ушли из России. А российским производителям, которые хотели бы занять освободившуюся нишу, сложно расширять производство из-за дорогих кредитов. Конкуренция ослабла, а без нее компании не чувствуют никакой необходимости давать реальные скидки. На нормальную распродажу лучше рассчитывать, когда она связана с окончанием сезона (то есть в конце зимы распродается зимняя обувь, чтобы освободить место для летних коллекций - Ред.) - утверждает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Эксперт напоминает главные уловки, с помощью которых продавцы пытаются нас заставить увидеть «огромные скидки» там, где их совсем нет.
1. Самая простая уловка: за несколько дней или недель до распродажи увеличить стоимость товара, например, на 50%. А потом сделать скидку. На самом деле стоимость по сравнению с первоначальной почти не снижается, а то и вовсе вырастает.
2. Навязывание дополнительного товара – акции из серии «три по цене двух».
3. Покупателям обещают якобы беспроцентную рассрочку, которая на самом деле не бесплатна. В итоге эта ссуда может обойтись в десятки процентов, потому что под рассрочкой скрывался займ микрофинансовой организации. Внимательно читайте условия, а не только одну яркую строчку!
4. Дают не скидку, а «повышенные бонусные баллы». Вроде как экономия, но перенесенная в будущее. Но реальные деньги вы платите сейчас, а когда и на что сможете потратить бонусы - еще разбираться надо.
ВАЖНО!
Как отличить реальные скидки от ложных
1. Заранее – хотя бы за пару недель, но лучше за месяц - начните отслеживать изменение цены на нужный вам товар (в онлайн-магазинах можно положить его в корзину или Избранное, чтобы было удобнее это делать). Это позволит понять, не было ли повышений цены, с которых накануне Черной пятницы дали липовые скидки.
2. Перед покупкой сравнивайте, сколько этот товар стоит на других площадках и у конкурентов.
3. Считайте в рублях, а не в процентах. Только так можно увидеть, а велика ли реальная экономия.
4. Избегайте наборов, где скидка предоставляется только на второстепенные товары. В комплект могут специально добавлять дешевые аксессуары, чтобы создать иллюзию выгоды. Вот пример: продается сотовый телефон плюс наушники. «Скидка 70%!» - написано большими буквами. А мелкими - что дисконт только на наушники…
5. Проверяйте характеристики товара. Бывает, что по акции под видом «последней модели» продают прошлогодние, устройства без важных для вас функций и т. п.