К финальным чтениям в Госдуме подготовлен проект закона о так называемом крестопаде - он запретит изображение храмов без крестов, оставив лишь несколько исключений из этого правила. В частности, нововведение не коснётся кино- и фотохроники. А также случаев, когда изображения храмов с крестами может повлечь их осквернение - например, на напольных ковриках или сиденьях в общественном транспорте. Межфракционный законопроект, который направлен на защиту религиозных символов, появился после жалоб депутатам на то, что те же православные кресты затирают в СМИ и рекламе. Как на практике будут отделять художественные приёмы от оскорбления религиозных чувств - в материале "Известий".
Депутаты доработали законопроект о защите религиозных символов, разработку которого анонсировал в мае 2025 года спикер Госдумы Вячеслав Володин. Тогда он отмечал: поправки подготовлены по обращениям граждан - те указывали, что на афишах, уличных плакатах, упаковках товаров, в СМИ затирают или ретушируют религиозные символы, что "искажает их истинное значение".
- Подобные факты вызывают возмущение, - отмечал тогда председатель Госдумы. - В этой связи готовим законодательную инициативу, направленную на защиту основных традиционных вероисповеданий, - об обязательном их использовании как неотъемлемой части изображений культовых зданий.
Представлявшая законопроект на первом чтении 10 июня 2025 года зампред Госдумы Анна Кузнецова сообщила, что в народе ситуацию уже назвали крестопадом.
- Люди возмущались и обращались в том числе к нам, - отмечала она. -Мы работали с каждым обращением в ручном режиме, связываясь с организациями и выясняя, по какой причине произошло именно так.
Принятая в первом чтении поправка к закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" была достаточно краткой: она запрещала использовать изображения культовых зданий и иных подобных объектов без надлежащих символов. Речь шла об изображениях в СМИ, интернете, при продаже товаров, выполнении работ и услуг, в государственных, муниципальных символах и знаках, объявлениях вывесках и рекламе.
Ко второму и третьему чтениям формулировка была существенно расширена. Согласно поправкам (есть у "Известий"), туда был внесён ряд исключений.
Так, религиозные объекты без символики, в частности храмы без крестов, можно будет изображать, "если воспроизводятся исторические изображения с указанием на соответствующий период времени" и при условии, что в тот период эти символы на строении отсутствовали.
Кроме того, вносится ещё одно исключение - на случаи, когда "воспроизведение религиозных символов влечёт за собой их осквернение".
Доработанная редакция распространяет правовую защиту на символику тех религий, которые перечислены в законе "О свободе совести и о религиозных объединениях", - это православие, ислам, буддизм и иудаизм, рассказала "Известиям" руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега).
- Под действие закона не подпадут кинохроники советского периода, демонстрирующие храмы без крестов, ввиду того что в данный период времени крестов на многих поруганных и порушенных храмах не было, - отметила она.
Более того, подтвердила она, теперь поправки допускают, что храмы и иные объекты религиозного почитания могут изображаться без религиозных символов (креста, полумесяца и т.д.), если есть риск их осквернения.
- Например, купола храмов с крестами нельзя изображать на сиденьях в автотранспорте, на напольных коврах, - сказала игуменья Ксения.
Закон обратной силы не имеет, поэтому если в фильме или в каком-то творческом произведении отсутствует крест, "то закон не может быть применён по отношению к тому, что уже произошло", пояснила "Известиям" председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова.
- И, конечно, на художественные образы распространяться он не будет. Как, допустим, в фильме "Иди и смотри" сжигают целую деревню. Это же понятно, что художественный приём, а не демонстрация противоправного поведения, - сказала она.
Но она призвала отделять случаи затирания религиозных символов от вопросов оскорбления чувств верующих.
- Это совершенно другая история: если человек покупает коврик с изображением храма, кладёт его, начинает попирать ногами и делает это публично с целью оскорбления религиозных чувств, то ему будет инкриминировано оскорбление религиозных чувств, - сказала она. - А мы выступаем за то, что изображение храма должно быть с крестом, не надо их затирать, как делают некоторые. В итоге мы встречаем иногда на билбордах, в учебниках какой-то узнаваемый храм без главного религиозного символа. Это, конечно, диверсия.
Далее планируется внесение поправок в КоАП для установления ответственности за нарушение этих положений, рассказала игуменья Ксения.
Как отметил старший партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин, пока никакой ответственности за нарушение этого запрета не предусматривается.
- В документах, вносимых на рассмотрение в Госдуму вместе с рассматриваемым законопроектом, прямо указано, что его принятие не потребует изменения или принятия других нормативных правовых актов, - сказал он.
Эксперт напомнил, что закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусматривает уголовную, административную и иную ответственность за нарушение законодательства.
Так, в Уголовном кодексе РФ в статье 148 ("Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий") есть наказание за публичные действия, совершённые с целью оскорбления религиозных чувств. А статья КоАП о нарушении законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания устанавливает санкцию за "умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания". УК предполагает наказание вплоть до лишения свободы сроком до трёх лет, а КоАП -штрафы до 50 тыс. рублей для граждан, до 1 млн - для юридических лиц.
Поэтому, по мнению Константина Добрынина, закону о "крестопаде" понадобятся зеркальные изменения в КоАП и УК.
Юрист и медиатор, член Международной ассоциации юристов и медиаторов 41egal Евгения Безмаленко отметила, чтобы избежать разноплановых трактовок нового закона правоохранительными органами и судами, депутатам следовало бы прямо обозначить исторические эпохи - перечислить периоды, в которых было возможно существование религиозных объектов без крестов. Также она отметила, что в законодательстве нет официального толкования понятия "осквернение", поэтому судам приходится каждый раз выдвигать определение данного термина.
По мнению Евгении Безмаленко, случаями осквернения могут счесть те, где изображения религиозных сооружений используются в сферах, "далёких от предметов высокой морали", - это как в предметах быта, так и в сферах, "связанных с так называемыми низменными, аморальными человеческими наклонностями, порицаемыми социумом".
Адвокат, партнёр консалтинговой компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков предположил, что санкции по новым поправкам будут аналогичны нынешним либо же будут прямо относиться к действующей статье КоАП - о нарушении законодательства о свободе совести. В неё вполне "укладываются" случаи видоизменения облика храмов.
- И здесь возникает, конечно, вопрос к генерируемым искусственным интеллектом изображениям. Если их нет в действительности, то и облик их может быть таким, каким его создал ИИ. В этом, вероятно, будет усматриваться выход для участников рынка, - отметил он.
Продюсер, гендиректор "Москонцерта" Илья Бачурин отметил, что разработка закона, который регламентирует использование изображений культовых символов, "очень уместна".
- Именно из каких-то нерегламентированных мелочей складываются очень большие, сложные конфликтные ситуации. И беда в том, что они не сами по себе складываются, а складывают их специально запрограммированные на это люди. Беды с изображением православных храмов без крестов вызвали не только ожесточённую полемику в обществе, но и своего рода конфронтацию, - обратил он внимание. - Вот ровно этого добивались те, кто нашёл эту узенькую щёлочку и попытался просто вбросить в неё максимальный объём раздора.
Он отметил, многонациональность России - это одновременно и сумма идентичностей отдельных народов.
- Это совокупность идентичностей, в том числе религиозных, принадлежащих народам РФ, каждому народу, какого бы вероисповедания он ни придерживался. Исходя из этого закон закрывает ту брешь, которую могут попытаться использовать, чтобы разгорелся конфликт, - сказал Илья Бачурин.
Впрочем, и он отметил, что главное - точность формулировок в законодательстве, чтобы оно было направлено не на наказание кого бы то ни было, а на выполнение "абсолютно обоснованных, резонных требований".