Закон о самообороне: сажать нельзя помиловать
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Елена Хакимова. Мир Новостей
В конце апреля Верховный суд указал, в каких случаях можно применять нож для самозащиты: нападающих много, они угрожают, в том числе детям.
Поводом для прецедента послужил случай, произошедший в 2020 году в частном доме села Михайловского Тверской области.
ТРАГЕДИЯ НА ДНЕ РОЖДЕНИИ
Семья и друзья Александра Зобенкова отмечали день рождения его супруги. Вечером муж именинницы с другом выгуливал собаку, и та облаяла соседских коз. Слово за слово, случился словесный конфликт с соседкой, хозяйка рогатых позвонила сыну… Молодой человек приехал на разборку в сопровождении троих приятелей. Компания «мстителей» прихватила с собой деревянные дубинки и, ворвавшись на территорию чужого дома, сначала проломила голову одному из гостей, а затем принялась избивать Александра Зобенкова. Нападавших не смутило даже то, что на руках он держал малолетнюю дочь.
Хозяин дома оказался не робкого десятка - защищаясь от незваных гостей, он схватил нож и нанес троим нападавшим смертельные ранения. Четвертый сбежал.
Зобенкова обвинили по статье 105 Уголовного кодекса. За убийство трех человек ему грозило 18 лет колонии, но Тверской областной суд учел адекватность самообороны, нахождение рядом несовершеннолетних и оправдал подсудимого. Однако это не устроило родственников погибших. Они дошли до Верховного суда. Но и тот подтвердил вердикт нижестоящей инстанции: «Количество нападавших, их агрессивное поведение, обстоятельства и характер примененного физического насилия в присутствии малолетних детей в отношении самого оправданного, других находившихся на территории его домовладения лиц, а также внезапность нападения и применение нападавшими предметов, используемых в качестве оружия, давали оправданному право принять адекватные меры для защиты себя, своей семьи, в том числе малолетнего ребенка и иных лиц».
Разъяснения высшего судебного органа о том, что использование ножа вполне допустимо, включены в обзор практики, чтобы суды пользовались им как примером в принятии решения по аналогичным делам.
НА ГРАНИ ДОБРА И ЗЛА
Борьба за право на самозащиту продолжается у нас не одно десятилетие. Помните, как в 2003 году москвичка Александра Иванникова ударила ножом таксиста Сергея Багдасаряна, который пытался ее изнасиловать? От полученных ранений он скончался. Следствие пыталось вменить женщине умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшее смерть по неосторожности, а затем переквалифицировало на статью об убийстве в состоянии аффекта. В июне 2005 года Иванникову приговорили к двум годам лишения свободы, но через месяц Мосгорсуд отменил обвинительный приговор, после чего и прокуратура согласилась с тем, что в рамках самообороны потерпевшая действовала правомерно.
А громкое дело сестер Хачатурян, которые неоднократно подвергались насилию со стороны своего отца и в 2018 году убили его? Девушек тогда обвинили в убийстве по предварительному сговору. Адвокаты настаивали на том, что их подзащитные действовали в рамках необходимой обороны, и в декабре 2019 года Генпрокуратура отказалась от обвинительного заключения. В 2021 году сестер признали потерпевшими, и в апреле этого года Бутырский суд Москвы посмертно признал Михаила Хачатуряна виновным в сексуальном насилии и нанесении тяжкого вреда здоровью дочерей.
Резонансным стало и дело Сергея Манукяна из станицы Павловской Краснодарского края. В сентябре 2020 года поздно ночью к его дому подъехал пьяный Дамир (имя изменено), начал предъявлять претензии отцу Сергея, угрожать тому ножом. Сергею в какой-то момент удалось выхватить оружие, но агрессивный мужчина принялся таранить ворота дома своей машиной. Упав, они задели мать Сергея. Пытаясь остановить Дамира, он схватил топор и ударил им по лобовому стеклу. Топор упал в салон. Агрессора и это не остановило. Дверью автомобиля он сначала прижал отца Сергея к столбу ЛЭП, потом выскочил из машины с топором и несколько раз ударил им Сергея. Раненый мужчина ответил ножом. Дамир уехал, но по пути скончался.
Действия Сергея попали под статью «Убийство», хотя обвиняемый лишь пытался защитить себя и родителей. Только через четыре года благодаря настойчивости адвоката Верховный суд переквалифицировал дело. Речь теперь шла о превышении пределов необходимой обороны. Манукяна в итоге освободили.
ЗАЩИЩАЯСЬ, РИСКУЕТЕ СЕСТЬ
Законы о самообороне у нас, конечно, эпические. Вот представьте: бандиты вломились в ваш дом, напали на вас или ваших родных, а вы в это время должны думать, как соблюсти Уголовный кодекс. Если дело все же дойдет до непоправимого, то ваши действия, сто пудов, будут квалифицированы как убийство, а не как попытка остановить другое преступление. Но ведь дух закона дает вам право защищаться всеми доступными способами. Россияне не должны опасаться уголовного преследования, если ценою жизни преступника спасли себя и своих близких. Однако пока все уточняющие законопроекты такого рода возвращаются авторам «на доработку». Довод всегда один и тот же: в УК, дескать, достаточно конкретно изложена правовая основа необходимой обороны. Тогда почему суды чуть ли не в автоматическом режиме решают: есть причинение смерти — значит, это убийство?
«Такой подход в корне несправедлив, ведь убийством в законах считается именно умышленное деяние, направленное на причинение летального исхода, а в случае с самообороной слово «умышленно» неуместно», - говорит адвокат, полковник юстиции в отставке Станислав Лагойко.
Означает ли резолюция Верховного суда по делу Александра Зобенкова, что теперь всем можно носить с собой клинки, перья, заточки, резаки, кинжалы и, если возникнет нужда, применять холодное оружие, надеясь на снисхождение Фемиды? Нет. Система ограничений на самооборону в России осталась прежней. Решение Верховного суда РФ от 26 апреля 2025 года - лишь один из шагов к более адекватному правовому регулированию самообороны и никоим образом не легализует ношение и применение холодного оружия.
Как бы там ни было, а ножи для самообороны теперь можно применять. А чтобы, пырнув кого-то насмерть, не угодить за решетку, оружие должно использоваться в исключительных случаях - когда нападающих больше одного, а опасность грозит еще и ребенку. При таких исходных данных самозащиту могут признать необходимой обороной. В противном случае вам не позавидуешь. В массе своей российские суды известны своей любовью к формализму и обожают выносить обвинительные вердикты даже в отношении тех, кто пролил кровь, защищаясь до последнего.
Да, пределы допустимой самообороны постепенно расширяются. Но если вас так и тянет применить нож в конфликтной ситуации, не стоит забывать: до светлого будущего, когда защищающий себя человек с точки зрения правосудия будет безусловно правым, еще очень далеко.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.